21:39 ВИДЕО "А я воспитатель!" | |
Эссе воспитателя " Мир глазами ребёнка" -Скажи
мне, Пётр, что видишь ты? -
Зверей лесных, людей и птиц небесных. -
А ещё что видишь ты? -
Города, красивые дворцы и дороги я вижу Учитель! -
А ещё что видишь, скажи, если ты - ученик Мой? -
Почему ты спрашиваешь, Учитель... Ну, вижу я море, луну и звёзды!? Я вижу
красоту вокруг! -
Да... Петр. Далеко глядишь и высоко смотришь... А знаешь, что вижу Я? -
Что, Учитель? -
На рукаве твоём маленького муравья, и когда я гляжу в его маленькие глазки...,
я вижу целый мир… Научись полюбить нелюбимое, увидеть незримое, услышать безмолвное... И
в малом увидеть большее… Прочитала и задумалась: а способна ли я разглядеть
мир в глазах ребенка? Раннее утро. Пора! Надо поднять сына, проводить его
в школу. Ему уже десять, у него свои серьезные заботы, впервые влюбился и,
кажется, безответно. Дочурка
досматривает сладкий утренний сон: - Ляля! Вставай, одевайся. Надо спешить. Едва проснувшись, дочка начинает делиться
впечатлениями о дне вчерашнем, о явившейся во сне сказке, о планах на
сегодняшний день, вечер, на всю свою бесконечную и, конечно же, счастливую
жизнь. Беру малышку за руку, и мы отправляемся в наш детский сад. Всю дорогу колокольчиком
звенит Лялькин голосок. Вдруг она останавливается и замолкает. Что такое? - Мама, смотри, какая красота! Я тоже замираю. Перед нами рябинка… Сто раз
пробегала здесь торопливо и не замечала это чудо: гроздья застывших ягод
выглядывают из-под снежных шапочек… Стойкие, маленькие шарики тесно прижались
друг к другу и к ветке, что держит их. А веточка слегка дрожит, но держит их
прочно и словно прикрывает от ветра и
непогоды своим последним засохшим листочком. -Скорей, скорее, дочь. Нас ждут с тобой великие
дела. Мы идем открывать миры. Я захожу в группу, стряхиваю с себя снежинки, а с
ними все проблемы, заботы и уже готова встретить своих неугомонных
четырехлетних малышей, разделить с ними радости, отогнать тревоги, развеять
сомнения. -Здравствуй, Соня. А почему слезы? Ты не хочешь
расставаться с мамой? А твой любимый зайчик сидит в углу и скучает по тебе,
пойди, погладь его и скажи ему: «Доброе утро» -Никита, ты сердит? Давай улыбнемся друг другу, у
нас будет сегодня хороший день. - Юля, солнышко. Дай мне cвои ручки, посмотри на меня, а я -
на тебя. Какая ты сегодня красивая! Колю можно погладить по макушке, Настю – взять за
руку, Даниле строго сказать «Здравствуйте»,
Даше – просто улыбнуться. Только знаю: никого нельзя оставить без
внимания. Мой рабочий день начался. Столько миров вокруг, и такие они разные! А
моя задача, сделать так, чтобы в сегодняшний день мир каждого ребенка был полон
радости, счастья, доброты, красоты и любви. Утро в детском саду – это особое время. Теплое
слово, вопрос, улыбка, шутка, умение выслушать и дать совет, похвалить,
успокоить – все это помогает не только наладить
деятельность детей, но и создать атмосферу доброжелательности, доверия,
взаимопонимания. Утром педагог не только принимает детей, но и встречается с
родителями своих воспитанников. Вызвать у родителей расположение к детскому
саду, вселить уверенность в то, что ребенку будет хорошо среди сверстников, что
его здесь любят – эту задачу решает воспитатель, приветствуя родителей, отвечая
на их вопросы, интересуясь состоянием ребенка Говорят, воспитатель - это не профессия, не работа,
это – призвание. Пожалуй, я согласна. Ведь воспитатель – это, прежде всего педагог. Педагогический стаж моей
семьи составляет 350 лет. Так значит, это у меня в крови. Мои родители,
бабушки, дедушки и даже прабабушки и прадеды были педагогами. С детства и я
мечтала стать учителем начальных классов. Но при поступлении в педучилище была зачислена на дошкольное отделение, овладела
профессией воспитателя. Затем получила
диплом психолога. В профессию пришла не сразу, но начав работать в детском саду,
поняла, что это - МОЕ. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский
сказал: «Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать
человеческую личность в своём воспитаннике. Мы этим инструментом призваны
творить очень нежную, тонкую, вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше,
чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать».
Значит, воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их
окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги. Реальной
воспитывающей силой становятся и такие качества педагога, как чистота
собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и уважительное к ним
отношение, разумная любовь, внимание и доброжелательность. Я отвлеклась, а жизнь в саду
продолжается. - Идем на зарядку! Как хорошо смотрятся мои дети в
спортивной форме! А Павлик сегодня какой-то вялый, наверное, поздно лег, - надо
поговорить с родителями о режиме. Прыг-скок под музыку – щечки раскраснелись,
на лицах – улыбки. Вот и славно! -А теперь, мыть руки и завтракать! Каша
нас заждалась! Алина опять не кушает. Глядя на нее,
положил ложку и Андрей. Предлагаю посоревноваться. Кажется, помогло. А как
ловко своей левой рукой управился с завтраком Сашик! Какой удивительный это
человечек: то тихий, послушный, молчаливый сидит в уголочке и складывает пазлы,
то упрямый и агрессивный, даже погладить себя не дает, а иногда безудержно
озорной, почти неуправляемый, все и всех сметает на своем пути. Но безусловно –
лидер, во всех играх и делах он первый. А как фантазирует, и главное, сам верит
во все эти придумки! С проведением завтрака, обеда и ужина
связано формирование культурно-гигиенических навыков: малышей надо учить не
только правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, но еще и культуре
поведения в коллективе, вежливости, сдержанности. В полдник на стол подали тарелку с яблоками.
Среди них одно румянее остальных. Все ручки потянулись именно к нему - дома же
все лучшее отдают младшему. Как быть? - Сегодня самое румяное яблоко смотрит
на Катю. Оно радуется, что Катюша стала кушать аккуратно. А в следующий раз
будет смотреть на кого-то другого. Дети усваивают правило: из общей тарелки
надо брать то, что лежит ближе. Настало время непосредственно образовательной
деятельности. Сейчас у нас рисование. Вчера уже заполночь делала заготовки для
каждого, представляя какие красивые работы выполнят дети. На листочках – синее
небо, зеленая трава, деревья, сегодня мы будем рисовать грибочки. Ребята пыхтят, поглядывая на образцы,
изображая какие-то неведомые грибы. Фантазеры! А это что? - Антон. Зачем ты все зачеркнул черным карандашом,
мы же рисуем грибы?! -Так это же молния!!! Сейчас гроза
начнется. Я знаю, я был в лесу в грозу. Картина безнадежно испорчена, но
настроение там отражено. Все ли хорошо у него дома? Конечно же, не буду
сердиться. Понимаю, чтобы принести пользу ребенку, воспитатель должен
обязательно следовать трем принципам: «Быть рядом, помогать, если
потребуется!», «Учить самостоятельности и творчеству!», «Не навредить!». Любое дело
выстраиваю так, чтобы дети почувствовали напряженность и вкус труда, учились
внимательно слушать и слышать, выражать свои мысли и чувства, стараюсь вселить уверенность
в своих возможностях. Подходит время прогулки – наиболее
удобное время для развития у детей динамики движений, физических качеств. Здесь
же на участке есть реальная возможность воспитывать у детей первоначальные
трудовые навыки: летом мы ведерками носили песок в песочницу, осенью собирали
листву, зимой берем лопатки и очищаем горку, делаем ступеньки, каждый раз
собираем и аккуратно складываем игрушки. Раскрыть детям необходимость
постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для
нравственного воспитания детей – одна из наиболее важных задач педагога
детского сада. В самых простых, казалось бы, делах, например, таких как
самообслуживание, я учу их быть настойчивыми и терпеливыми, не отвлекаться, не
торопиться, делать аккуратно, красиво, чтобы результат труда вызывал чувство
удовлетворения. Люблю наблюдать за детьми во время сна.
Прочитала сонную сказку, спела маленькую колыбельную (а кто, если не я?), и вот
уснули мои мальчики и девочки, «носики-курносики сопят…». Да, у Алины опять не
дышит носик, не долечили; Никита наконец-то улыбается, наверное, ему снится
хороший сон; поправляю одеяло у Сашеньки, останавливаюсь, … Мальчишка растет
без отца, ему так не хватает мужского внимания! В детских садах и школах среди
педагогов практически нет мужчин. Это закономерно: ни один мужчина за такую
зарплату работать не будет. Да что мужчины… Одна из серьезных проблем детских
садов – это нехватка кадров, воспитателям зачастую приходится работать в две
смены. Труд большой, напряженный, требует полной самоотдачи, и почему наше
родное государство совсем его не ценит? Педагог формирует будущую нацию. Значит
каким оно будет, наше будущее, государству безразлично? Стыдно, господа
президенты! И так день за днем мы вместе идем по тропе
знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий
мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, искренности, открытости, любви….
Сухомлинский В.А. говорил, что «человек стал
человеком потому, что увидел глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных
капельках росы… Услышал шепот листьев и песню кузнечика… ласковый плеск волны и
торжественную тишину ночи – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи
лет чудесную музыку жизни». Сегодня я сводила своих малышей к той рябинке: - На что похожа? – спросила я их. И услышала в ответ: - На кнопочки… - На бусинки… - На маму с детками… Вот она, «чудесная музыка жизни», благодаря которой каждый
из моих малышей, я точно знаю, вырастет Человеком.
Воспитатель – это огромный труд и постоянное
самосовершенствование. Воспитатель всегда в поиске. Ведь именно от него
зависит, каким будет мир: светлым, радостным или жестоким. каким увидят этот мир дети.
Вы можете оставить отзыв в гостевой книге. Хотите поделиться с другими своими идеями на эту тему? Присылайте материалы (тексты, фотографии и пр.) на адрес sokolnikova@e-kirov.ru Лучшее обязательно появится на страницах этого сайта. | |
|